О призраках и бессмертных
Люй Дунбинь спросил: "Когда люди умирают, то они становятся призраками(дьявол, черт, призрак), когда завершают Дао – становятся бессмертными. Но бессмертный это одно понятие, как же это став бессмертным подняться к небу?” 

Чжунли Цюань сказал: "Если люди хотят избежать бесконечных перерождений, не рождаться в низших телах, испытать на своем опыте что не будет болезней, старости, смерти и бед, то они должны опираться на небо и землю, опираясь на инь обнимать ян и осуществлять человеческое. Не следует людям становиться призраками, а нужно будучи человеком совершенствоваться в бессмертии, став бессмертным подняться к Небу!” 

Чжунли Цюань сказал: "Бессмертный это не одно понятие. Чистый инь без ян это призрак, чистый ян без инь это бессмертный. Смесь инь и ян – это человек. Только человек может стать либо призраком либо бессмертным ( т.е. либо умереть, либо достичь бессмертия ). Если с юности не совершенствоваться, потакать страстям и желаниям, то тогда придут болезни и смерть, тогда произойдет превращение в призрака. Тот же, кто понимает это и совершенствуется, превзойдет профанное и проникнет в святое, достигнет истинного Освобождения – это и есть бессмертный. Бессмертные разделяются на 5 видов, методы – на 3 завершения, совершенствование зависит от человека а его результат от судьбы.” 

Люй Дунбинь спросил: "Что такое «методы разделяются на 3 завершения а бессмертные на 5 видов?»” 

Чжунли Цюань сказал: “Методы разделяются на 3 завершения. Это малое, среднее и большое завершения. 
Бессмертные разделяются на 5 видов. Это: 

1.Призрачный бессмертный. 
2.Человеческий бессмертный. 
3.Земной бессмертный.   
4.Духовный бессмертный.  
5.Небесный бессмертный. 

Все они бессмертные. Призрачный бессмертный неотделим от призраков. Человеческий бессмертный не покинет людей. Земной – земли. Духовный – духов. Небесный – неба .” 

Люй Дунбинь спросил: "Что такое призрачный бессмертный ?” 

Чжунли Цюань ответил: "Это самый низший из пяти видов бессмертных. Освобождается среди инь (т.е.после смерти) … фамилия не заносится в проходе в мир призраков, имя не прописывается в мирах бессмертных. Хотя и не входит в сансару, но не может вернуться в места обитания бессмертных, ему никогда не будет куда вернуться, только лишь перестаёт перевоплощаться и всё. ” 

Люй Дунбинь спросил: "Это призрачный бессмертный. Осуществляя какое искусство, используя какие методы достигают этого?” 

Чжунли Цюань ответил: "Совершенствующие люди вначале не понимают Великого Дао и стремятся к быстрому результату. Тело словно засохшее дерево, сердце словно застывший пепел. Дух и осознание хранят внутри и не рассеивают намерения. В неподвижности из тела выходит дух инь, это и есть призрак, он не имеет ничего общего с чистым ян бессмертных. Из-за его единого намерения и отсутствия рассеяния иньской души это и называется призрачный бессмертный. Хотя и говорится «бессмертный», но на самом деле это призрак. 

Автор: (перевод Д.А. Артемьев) 
Источник:



Полемика в интернете

Daoyou: Не устаю удивляться различному толкованию участниками форума бессмертия в алхимической традиции. Предлагаю обсудить эту тему для отделения зерен от плевел. Итак, какие есть мнения, что такое это «бессмертие»? 

Qin: Что надо сделать, то надо. 
В моей интерпретации, бессмертие в алхимии — это что-то вроде сяо яо — «вечного видения» или хождения по мирам, а для тяньсянь — это выход за пределы природных законов жизни и смерти — не знаю, как точно определить, — кажется, у Гэ Хуна это написано. Но, если исходить из наличия 5 видов бессмертия, то: 

Призрачный бессмертный — это свободный иньшэнь человека, достигшего Син при жизни, но после смерти обрекший себя на скитания (интересно, где он там скитается?). Он также имеет «порок отбрасывания тела и входа в него»; Человеческий бессмертный — это также дух (?), но оставшийся среди людей (может, имеется в виду единственная способность такого духа вселяться только в тело челове- 
ка на земле?); 

Земной — это вроде «продвинутого» человеческого, который может хоть 100, хоть 10000 лет жить в физическом теле, но не только на Земле (?) — он познал Мин, но все еще подвержен иллюзиям и соблазнам вещей;


Духовный — обладающий более совершенным телом (может, кто подробнее расскажет?); 

Небесный — завершивший Син и Мин, обладающий истинным телом фашень и соединившийся с Дао (Ши Цзиньу, например, говорит об аналогии с буддизмом).

Daoyou: Сделаем краткое отступление о состоянии современного даосизма. Он в основном представлен двумя направлениями: на юге — Чжэнъидао (Путь правильного единства), на севере — Цюаньчжэньцзяо (Учение совершенной истины). Не будем пока касаться южной школы — наследия бывшего даосского теократического государства Лунхушани. Она была создана Ван Чунъяном как объединение идей позднего чань-буддизма, даосизма и 
конфуцианства. Основой практики стали чаньбуддийские методы совершенствования Син. Отсюда и распространилась в даосизм идея «совершенствования лишь чистого сердца». Однако в то время сохранившиеся древние школы позволили некоторым подвижникам 
Цюаньчжэньдао получить традицию с Мин и завершить практику. Но явление это не стало многочисленным, и сегодня среди даосов эту передачу знают единицы. Остальные же живут монастырской общиной, сформированной по буддийскому принципу: молятся, 
распевают каноны, ну и совершенствуют «цзинцзо» — т. е. ту же позднечаньскую практику. Поэтому, даже приложив огромные усилия и проживая всю жизнь в монастырях, можно не найти настоящего Учителя. Я встречал многих таких монахов… 

Qin: Особенно интересен тот факт, что в даосизме и буддизме разная работа с энергетикой тела и несколько разные понимания телесной формы, если не ошибаюсь. Можно ли здесь тоже провести параллель?


Daoyou: Да, понимание действительно разное. Но самое интересное, что древний буддизм тоже имел практики Мин. Учитель показал мне на такие упоминания в буддийских трактатах. Описание точное, и нет никаких сомнений в алхимических этапах в буддийской практике. 

ZHE.: Причем речь идет, наверное, не столько о реальном, абсолютном бессмертии физического тела, сколько о том или ином уровне ясности ума, позволяющем не прерываться потоку осознавания в момент смерти, поэтому это и переживается как бессмертие. Извиняюсь за сумбурность. 

Daoyou: Нет, хотя схожесть и есть, это больше характерно для Тибета. Китайцы — прагматики, они старались разведать дорожку, не дожидаясь прихода 
смерти, ибо после оной наступает уже совсем другая фаза… 
Прежде всего нужно постараться понять, что китайская культура имеет свои представления, иногда принципиально противоположные понятиям других культур. Даосизм, а тем более бессмертие в китайской традиции хотя и известны сейчас повсюду, однако, возьму на себя смелость сказать, совершенно не изучены. Особенно это касается наиболее древнего пласта даосизма и так называемого учения шэньсяней. Это неудивительно, и в Китае на каждом шагу встречается то же самое. Так вот, китайское бессмертие — это вовсе не желание оставить о себе память потомкам и не стремление жить на земле вечно 
(а физическое бессмертие и долголетие хотя и считались реально достижимыми, но никогда не были высшей целью даосизма), а есть реализация высшей свободы, которая есть в каждом человеке, но человек обычно о ней и не подозревает. Об этом хорошо написано в Учжэньпянь. Таким образом, даосизм это не философия и не религия, а Путь Свободы. Конечно, найти суть даосизма среди временных наслоений и искажений очень сложно, но и сейчас в Китае есть люди, которые несут ту, наиболее древнюю традицию даосизма… Даосская алхимия есть учение об обретении единства. Причем не физического или 
жизни сознания (как у нас понимают дух), а достижение особого состояния, являющего собой высшее возможное достижение человека в сфере духа. 
Китайское бессмертие имеет более своей целью бессмертие духовное, нежели физическое. В практике существуют определенные стадии, которые характеризуются отнюдь не феноменами цигун, а физиологическими изменениями и трансформациями. Так, можно выделить 人仙, 地仙, 神仙, 天仙, 金仙 и некоторые другие. Не все школы даосизма называют одинаковые уровни одними названиями. Единственно, нужно особо отметить, что китайский дух не имеет ничего общего с понятием сознания, о чем и говорит сам иероглиф 神. 
Даосская алхимия, как известно, ранее называлась двумя терминами: нэйдань и вайдань (что обычно и переводят как внутренняя и внешняя алхимия). Сам иероглиф дань обозначает тигель, в котором происходит плавление. Однако мало кто знает (а даосы на этом настаивают), что это учение существовало еще с незапамятных времен и известно в Китае как минимум с Хуанди. Учение это называлось хуанлаосюэ — т. е. учение Хуанди-Лаоцзы. Это учение имеет и другие названия. А сами термины нэйдань и вайдань появились уже гораздо позже, в начале нашей эры. На самом же деле алхимией можно назвать лишь вайдань, как учение о внешнем выплавлении эликсира. Внутренняя же алхимия (которая в науке считается производной от внешней) в традиции имела гораздо более высокий и древний статус. Алхимией же называю это более по привычному стандарту, чем по смыслу...
Итак, остановимся на классификации подробнее. 

鬼仙 — Призрачный бессмертный или призрак бессмертный. Гуйсянь. Буквально — бессмертный из чертей, бессмертный черт. Достижение, как считалось, характерное для шаманских практик, позднего чань и буддизма, псевдодаосизма, всяческих медитаций. Вывод иньского духа в состоянии отсутствия дыхания и сердцебиения. Практикующий остается таким же смертным, несмотря на практику вывода души и возможные способности. Более того, может после смерти вообще не переродиться, навсегда остаться вечным призраком. В даосизме не практиковали, эта практика запрещалась (имеется в виду серьезная проработка а не просто цзинцзо). Есть вопросы по такой разновидности?

ZHE.: Насчет характерности этого достижения для буддизма... 
Мне кажется, тут необходимо сделать оговорку, что это происходит не вообще в результате практик буддизма, а в том случае, если практикующий не уделяет внимания развитию ясного осознавания пустотности всех феноменов, в том числе и феноменов своего ума, а просто предается введению себя в транс, так называемое «саммадхи белой стены». А это состояние сходно с состоянием жабы во время зимнего анабиоза… Привязанность к таким состояниям и ведет в мир духов… или действительно жабой рождаются. 

Daoyou: Вполне допускаю такую возможность. Все дело в том, что я в большей мере исследовал даосизм и пограничные практики. Поэтому понять, почему даосы критиковали буддизм (за практику), я могу. Почему же буддисты критиковали даосов… Здесь мне вспоминаются лишь философско-умозрительные выкладки…


ZHE.: А за что именно даосы критиковали буддизм? 
Буддисты критикуют даосов за то,что они слишком (по мнению буддизма) «вдарились» в поиски «физического здоровья и бессмертия», т. е. за уклон в сторону поиска решения чисто утилитарных задач. Но скорее всего это, во-первых, происходило от не совсем ясного представления об истинном содержании даосских практик, во-вторых, возможно, оттого, что буддийские критики сталкивались с какими-то профаническими вариантами даосизма, ну, а в-третьих — по чисто конкурентным соображениям. Потому что, например, в тибетском буддизме те ламы, которые имеют чистое и неангажированное 
сознание, очень уважительно отзываются о Дао... мол, изначальные корни общие, в смысле — к одному идем, просто немного разными путями (но не слишком разными) и разные слова используем. Я даже слышал, что есть и заимствования, взаимопроникновение традиций, вплоть до использования даосской символики. Степень проникновения буддизма в даосизм не знаю, было бы интересно. 

Daoyou: Ну, за что даосы критиковали буддистов, я знаю хорошо. За то, что они потеряли принцип Мин (повторюсь: он есть в древних буддийских трактатах) и полностью стали уповать лишь на одностороннеее совершенствование Син (т. е. природы сердца). Согласно древней традиции, такой путь не является целостным и не дает реализации в течение жизни. При этом если просто очищение сердца (молитвами, постом и т. п.) считалось для простого народа положительным, то увлечение практиками иньского духа — отрицательным. 

Alexey: Значит, гуйсянь имеет некоторую возможность переродиться после смерти? Если да, то от чего зависит реализация такой возможности?

Daoyou: Нет, наоборот, считается, что после смерти такой дух перерождаться не может…

ZHE.: А можно вкратце о том, что такое принцип Мин и совершенствование природы сердца Син? Я не совсем ориентируюсь в этом… Это как-то соотносится с буддийской концепцией о накоплении заслуг (выполнение 6 парамит, молитвы, пост и т. п) и накоплении мудрости (медитативные и йогические практики)?

Daoyou: Посмотрите тему «Правильный метод китайской алхимии», там подробно об этом. Если возникнут вопросы, тогда здесь отвечу…

Dima_C: А как насчет других разновидностей в классификации? Через какие практики к ним приходят? Если к состоянию «призрачный бессмертный» может привеcти поздний чань и буддизм, медитации и пр., то что здесь? И что это за состояния? Ну ясно, что к Небесному приводит практика истинного даосизма. А вот к остальным? 

Daoyou: На самом деле перечисленные, кроме гуйсяня, бессмертные, не что иное, как результаты последовательных практик алхимии. Ну, примерно как звания в армии. Если нет вопросов по призракам, то перейдем к человеческому бессмертному.

人仙 — Жэньсянь — Человеческий бессмертный или бессмертный среди людей. На самом деле никакой не бессмертный. Более того, каждый человек в жизни проходит этот период. Это совершеннолетие, пик расцвета физиологии. Именно в этот период у людей особо возвышенное состояние (наполненное, активное). 

Если начать практиковать алхимию в этот период, то можно очень быстро завершить вторую стадию — земного бессмертного. 

Если время прошло и энергия растрачена, пришла старость и немощь, то необходимо вернуть организм до этого уровня физиологии. Иначе дальше двигаться невозможно… 
Т. е. видим, что это пока еще никакое не бессмертие, а лишь достижение высшей наполненности изначальной энергией, т. е. Мин. 

Теперь кто ответит, почему же все-таки, несмотря на прозаичность, человеческий бессмертный имеет статус «бессмертного», чудесный статус? 

Alexey: Если я правильно понимаю, то не каждый человек на пике своей физиологии является Женьсянь. Женьсянь он становится только в том случае, если достигнутая им полнота Мин уже не может истощиться? Если так, то именно в необратимости и состоит чудесность. 

Daoyou: Нет, каждый человек на пике — Жэньсянь. Но ввиду того, что отроками мало кто успевает пройти выше и обычно людям в среднем или даже пожилом возрасте необходимо возвратиться до такого состояния, то такое достижение и является чудом. Вернуть себе жизнь в старости, кто еще такое может? Любые тайны прочих искусств блекнут перед этой…


Qin: Если человек в старости достигает Жэньсянь, то это значит использование методов совершенствования Мин — они доступны рядовому зрелому человеку? Известные неалхимичесике методы 
Син — это, как уже говорилось, посты, голодание, цзинцзо и т. п. В таком случае неалхимические методы Мин есть? И какие существуют методы Син и Мин в алхимии?

Daoyou: Если Учитель захочет передать — то они будут доступны любому, а вот сможет он завершить их или нет — это уже другой вопрос… Есть — это даоинь, фанчжуншу, прием восполняющих 
средств и т. п. Их очень много, но они восполняют не саму Мин, а внешний цзин, добавляя энергии организму. Стоять в свае (дереве) — тоже такой метод… 

Dima_C: А стояние в дереве является такой техникой только после того, как Учитель осуществляет передачу? Или она и так восполняет Цзин? И что тогда восполняет саму Мин? Какой толк просто добавлять энергию, если не меняется качество (Мин)? (ну просто для жизни это понятно, что хорошо).

Daoyou: Для стояния в дереве (обычного, оздоровительного) достаточно стоять в дереве правильно. Никаких высоких учителей для этого не надо. Эта техника описана в тысячах китайских книг, как и прочие другие простейшие оздоровительные техники — дыхания, выплавления, медитации и т. п. Мин восполняют специальные упражнения, аналога которым в книгах нет. Добавлять энергию просто для жизни тоже неплохо, иногда ее очень не хватает обычному человеку, хотя бы для той же работы…


Qin: Что такое фанчжуншу?


Daoyou: Это искусство внутренних покоев, сексуальная практика.


Dima_C: Спасибо за ответы. На самом деле интересно только то, что может иметь какое-то практическое применение. Касательно цигун. Была такая тема по отклонениям от занятий цигун, но там лишь указывалось, что могут иметь место негативные последствия, но они не рассматривались. Нельзя ли пояснить, какие именно, или это слишком обширная тема? 

Daoyou: Да, теория нужна лишь для получения практики и дальнейшей работы. Философия (как размышление ради размышления) не есть даосизм. Отклонений бывает много, начиная от вреда для здоровья и кончая психическими заболеваниями (я сам лицезрел практикующих, поменявших место обитания на психдиспансер в результате практики цигун в России). Я писал о том, что привез целую книгу, подробно описывающую такие отклонения с примерами. Но желающих переводить не нашлось, а у меня времени на это не будет. Так что «авось» да «кабы» так и останутся главными принципами при подобных практиках… 

Следующее серьезное достижение 地仙 — Земной бессмертный. Это то, что все понимают под бессмертием — бессмертие обитания физического тела на Земле. Но такое тело хотя и может существовать бесконечно долго на Земле, но может быть разрушено внешним воздействием. Поэтому и такое достижение не считалось высоким, и все практикующие стремились подняться дальше, рассматривая его лишь как промежуточный этап. Нужно добавить, что это достижение есть цель и конечное достижение внешней алхимии. Следует добавить, что и на предыдущем, и на этом этапе есть возможность совершенствования различных качеств своего уровня, но это уже не основной путь, а боковые тропинки.

Dima_C: Если Жэньсянь — это полнота Мин, то для достижения земного бессмертия требуется как бы дальнейшее преобразование Мин? Или это достижение такого состояния, когда Мин не расходуется? Или, чтобы поддерживать данное состояние, требуется постоянно делать практики для восполнения Мин? 

Daoyou: Хороший вопрос, признаться, я его ждал. На этой стадии Мин сливается с Син в одно целое, поэтому и возможно бессмертие. Возникает некое подобие вечного термоядерного двигателя в собственном теле в условиях Земли. Поэтому и такие способности…

Qin: Да, и могут ли эти стадии быть обратимыми? Например, из Дисянь превратиться в Жэньсянь и т. д.?

Daoyou: Нет, они необратимы в плане обратного преобразования (исключение Жэньсянь, из него легко стать обычным человеком, вновь растратив Мин). Но если из за внешних условий или из-за разрушения тела практика будет не завершена, возможно, придется вернуться на прежний уровень.

Dima_C: А были практикующие, которые останавливались на этом этапе? По какой тогда причине, они не знали дальнейшей практики или уходили в сторону? Какие у них еще могут быть сиддхи кроме бессмертия физического тела? И какие качества своего уровня они могли еще совершенствовать? 

Daoyou: Многие ничего не знали о практике дальнейшего продвижения, об этом часто рассказывается в даосских книгах. Например, пребывание бесконечно долго под водой, они могли даже там спать… Или исцелять кого-то одним прикосновением… Якобы даже воскрешать… Там много чего пишут об этом. Но нам главное понять основной магистральный путь. По нему есть вопросы или дальше? 
Следущее Великое достижение 神仙 — Духовный бессмертный, Шэньсянь. Духовный зародыш — Яншэнь выходит из головы (рождается в духовном мире), его еще нужно воспитывать и развивать. Это похоже на то, как мать (тело) заботится о ребенке (дух). После его укрепления и реализации этого этапа дух может перемещаться в любую точку Вселенной, прежде всего, чтобы понять ее устройство и впоследствии для осуществления духовной работы. Убить его уже невозможно, он бессмертен. Но еще остается тело, которое требует внимания…

Dima_C: Попасть на стадию Духовный бессмертный никак нельзя, минуя стадию Земной бессмертный? (Обычно-то говорят и пишут о духовных достижениях и редко о достижении бессмертия физического тела.) А Яншэнь на какой стадии зарождается, у Жэньсянь он уже есть? Или он как раз получается от соединения Мин и Син?

Qin: На мой взгляд, это последовательные стадии, пропустить что-то не получится. Насколько я понял, только в результате соединения Син и Мин. У Жэньсянь зародыша даотай нет — есть лишь полнота Мин — и, как следствие, молодость тела, которая без алхимических практик со временем исчезает.

Daoyou: Совершенно верно. Да, золотой свет, такой же, как нимбы на иконах. Вот, кстати, вопрос: откуда эти нимбы пошли и как их объясняют?

Dima_C: На иконах — «сияние света и славы Божией, которая преображает человека, соединившегося с Богом».

Qin: Интересный момент — на картинке у Daoyou цзиньгуан расположен ВЫШЕ головы — это свет от вышедшего яншень, а в христианстве на иконах изображается золотистый свет, исходящий непосредственно из головы. 

Daoyou: Когда зародыш возвращается в тело, то свет исходит от головы. Я много слышал об этом у даосов. 

Qin: Тогда понятно. Появился еще вопрос: вот слияние Син (иньшэнь) и Мин (юаньци + юаньцзин) — есть соединение соответственно Инь и Ян. Но в трактатах говорится о «чистом янском духе». Означает ли это, что сам иньшэнь трансформируется в яншэнь и элемента инь в таком духе вообще нет? 

Daoyou: Хороший вопрос. Говорится о янском духе, потому что иньшэнь «наполняется» силой ян, т. е. приобретает активные, янские качества. Но на самом деле в действительности инь и ян соединяются. Однако такое новое состояние является Ян относительного земного Инь (которое и состоит из разделенных инь и ян).

Qin: Спасибо за разъяснение. Означает ли это, что на стадиях дисянь, шэньсянь и тяньсянь понятие соединения Син и Мин абсолютно одинаково, а различие кроется в дальнейшем развитии этого янского духа?

Daoyou: Да.

Dima_C: Можно немного вернуться назад. Вы упомянули, что Земной бессмертный — «цель и конечное достижение внешней алхимии». Здесь имелась в виду, чисто внешняя алхимия как манипуляции с минералами без внутренних практик? Ведь некоторые считают, что в древности алхимики совмещали внешнюю и внутреннюю практику. Интересно, используются ли сейчас элементы внешней алхимии в практиках даосизма? И как тогда даосы относятся к применению лекарственных стредств? Извиняюсь, если несколько отклоняюсь от темы…

Daoyou: Было по-разному. И чисто внутренняя, и чисто внешняя, и соединение... Да, я лично знаю людей, и сейчас практикующих внешнюю алхимию. Почему? Потому, что не нашли учителя по внутренней, а лишь по внешней.

Даосы относятся к правильному применению лекарственных средств весьма хорошо. Ибо все, что делает человек, есть лекарственное или вредоносное средство. И какой вред оттого, что можно лучше двигаться в правильном направлении? К тому же китайцы вообще проще относятся к лекарствам, раньше меня, например, шокировало, когда какой-нибудь мастер цигун говорил: что-то голова болит, надо выпить такого-то лекарства. Потом только понял, что китайцы легче воспринимают жизнь, избегают полярностей, действуют гибче… 

Dima_C: Спасибо за разъяснение. Вообще кажется невероятным, что чисто внешняя алхимия может привести к состоянию Земной бессмертный. Да, меня тоже удивляет. Еще потому, что лекарства ведь воздействуют только на физическое тело (хотя во внешней алхимии, возможно, другое мнение), а согласно всяким целительским методикам, причина часто в других телах. Про гибкость — это, конечно, правильно…

Daoyou: Тем не менее это так. «Лекарство воздействует на физическое тело...» Думаю, не только, ведь орган и его ци взаимосвязаны. Лучше сказать, смотря какое лекарство. Есть же лекарства, влияющие на психику… На определенной стадии развития янского духа он обретает возможность делиться, воспроизводя таких же двойников. Их количество постепенно можно довести до огромного множества. Они могут выполнять различную духовную работу в разных мирах. Именно тогда происходит полное понимание устройства и законов Вселенной, и смысла дальнейшего развития. По желанию практикующего эта фаза может быть растянута на очень долгий срок. Например, можно засесть в пещеру на тысячелетия и практиковать в духовных телах…

Dima_C: А тело ему уже необязательно для такой работы? Некоторые, наверно, совсем покидают тело на этой стадии?

Daoyou: Можно покинуть, но тогда придется уйти, не достигнув высшего возможного завершения на Земле — Небесного бессмертного.

Dima_C: А если покинет, то попадет в Высшие миры, но придется перерождаться?

Daoyou: Это вопрос более умосозерцательного порядка. Хотелось бы избежать подобного рода дискуссии. Мы с Вами на Земле, поэтому это нас и должно волновать в первую очередь…

Dima_C: Еще по поводу Призрачного бессмертного, это вывод иньского духа именно «в состоянии отсутствия дыхания и сердцебиения», т. е. всякие ВТО (внетелесные опыты, астральные путешествия, всякие техники сновидения…) сюда не относятся? 

Daoyou: Есть 3 вида: мир сновидения, выход иньского духа, выход янского духа. Если сохраняется нормальное дыхание, то речь идет лишь о сновидении, реального выхода иньского духа нет. 

Dima_C: А что бывает при выходе янского духа? Дыхание и сердцебиение тоже останавливаются? Что в этом момент с телом? И сколько может длиться это состояние перед тем, как духовный зародыш 
возвращается в тело? Еще интересно, как проявляется полнота Мин у Жэньсянь, т. е. такой человек вообще не болеет, у него много энергии? (Просто если говорится, что любой человек в молодости Жэньсянь… Но молодость не всегда означает идеальное здоровье и пр.)

Daoyou: Да, тело недвижимо. Но, в отличие от выхода иньского духа, выходы не вредят телу и могут быть очень долгими, на разных стадиях от нескольких дней до лет и т. п.

Полнота Мин — это наличие полноты энергии. Но само тело все еще не достигло внутренних изменений (как в Дисянь), внутренние органы и т. п. не получили преобразования. Поэтому даже при полноте Мин болезни возможны, требуется дальнейшее преобразование. 

Qin: По поводу стадий бессмертий. Чаньские просветленные монахи или даже тибетские ламы высокого ранга, которые еще совершенствовали Син и Мин, — они также проходили все этапы бессмертия 
(но в контексте своей религии и культуры)? Вообще, чем понятие Нирваны отличается от понятия возвращения в Дао янского духа? 

Daoyou: Стадии в основе неизменны, но с учетом культуры могут быть различные внешние отличия. По поводу нирваны. Я не очень хорошо знаю позднюю буддийскую традицию, чтобы ответить однозначно. Могу лишь сказать, что нашел предварительно много общего в терминологической базе двух учений.

ZHE.: Трактовка термина «нирвана» различна в Махаяне (и в Ваджраяне) и в Тхераваде. Но, судя по тому, что Вы в этой теме писали (и в теме «Правильный метод»), путь даосской алхимии и путь буддийской тантры (тибетский буддизм) почти идентичны. Различия, в общем-то, косметические.


Daoyou: 天仙 — Тяньсянь. Напомню, что уже предшествующая стадия может быть растянута на бесконечно долго. Но у бессмертного духа еще остается непревращенное тело. Поэтому есть еще возможность осуществления высшей стадии, которая, согласно алхимии, возможна на Земле, — превращение этого тела в тело света. Это наиболее трудное занятие, потому как требует 9–10-летней неподвижности. Ее должны обеспечить либо верные ученики и единомышленники, Учитель, либо сокрытие — замуровывание в пещере в соответствии с определенными правилами. После ее осуществления тело и дух сливаются воедино в «тело» света, и, когда достигший уходит с земного плана, ничего не остается… (Кроме оставшихся вещей, как в случае с туфлей Бодхидхармы…) Если же по каким-то причинам практикующий не доходит до высшей стадии, то он может либо сам по желанию, либо в силу обстоятельств «освободиться от трупа». В зависимости от достигнутого уровня, его оставшееся тело может быть не подвержено гниению, а самомумифицироваться, либо даже сгорать от внутреннего огня… 

Совсем недавно обнаружил, что в древних текстах крия-йоги стадии полностью соответствуют даосским…

Qin: Практически это то же, что практикуют буддийские монахи, которые не потеряли Традицию и знают о Син и Мин. В одной передаче по «Рен-ТВ» показывали русскую экспедицию и то, как им рассказали местные жители одной деревни и монахи об обретении тела света (в китайской терминологии это фашэнь?) одним человеком, — они показали остатки одежды, ногти, несколько волос и кусочки ороговевшей кожи монаха. Монах пребывал в уединении очень долгое время. Местные жители говорили, что монах уже был в летах, но обрел тело света. Согласно Daoyou, еще на стадии дисянь старение преодолено, а стадии, как мы поняли, не могут пропускаться. Как объяснить, что тело света может обретаться даже при отсутствии (номинальном) бессмертия тела? Тот монах (и он, судя по всему, не единственный) уже был стариком. Может, есть еще какие-то пути обретения тела света? 

Daoyou: Не все начинают свой путь в юношеском возрасте, вернее сказать, большинство вступают на него в среднем или, еще чаще, в пожилом. Когда такой человек возвращает юань цзин, то меняется 
внутренне, но остается тем же внешне. Вспомним в связи с этим рассказы о старцах-даосах с белыми бровями и седыми волосами, но с горящими глазами... 

Если человек не задерживается на этой стадии и идет дальше, то тело может не успевать преобразиться, и он уходит для окружающих внешне стариком, внутренне будучи младенцем. Если же специально задерживаться на этой стадии, то путем долгого преобразования можно вновь сделать юношеским тело, однако такая практика (с такой целью), вполне понятно, для даосов не является главной, иначе бы они давно создали индустрию салонов косметики и омоложения с центром в Голливуде. Есть еще одна деталь, если остались ногти, части кожи и т. п., то нет еще окончательного завершения, после которого не остается ничего… 

Часто за тело света миряне принимают сияние янского духа, что является более низшей стадией, как мы с вами уже знаем… 

Dima_C: А после того как «освобождается от трупа», он может опять появиться в теле? Как-то в жизнеописаниях попадалось, что потом воскресали… 

Daoyou: Обычно так называют возвращение в тело после долгого отсутствия духа, в случае же освобождения от трупа тело меняется в невозвратимую сторону, вспомните рассказ о жизни Ли Тегуая. 
Да, как видим, физическое бессмертие вовсе не центральная цель даосской алхимии и других смежных учений.