Интервью с Ян Фаньшэном

Провинция Шаньси является родиной синьицюань, и отсюда вышли многие известные мастера.

Без названия (4).jpgСильный и энергичный, с ярким и пронзительным взглядом, известный как Шаньси Малый повелитель (Shanxi Little Overlord), Ян Фаньшэн произвел на меня сильное впечатление. Чэн Сужэнь хвалил его, как человека, имеющего высокий уровень в синьицюань. Ян Фаньшэню был присвоен 1-й класс на Всекитайских соревнованиях синьицюань в 1994 году. В 1995 году он также удостоился высших наград на Международных соревнованиях синьицюань. В настоящее время он является президентом Шаньсийской Ассоциации Чэ Ичжая в Тайгу (Shanxi Taigu Che Yizhai Association). Всю свою жизнь он посвятил наработке реальных навыков применения синьицюань. Он обучил более тысячи человек, обладает более чем 100 наградами на всекитайских соревнованиях и матчах по лэйтай.

- Прежде всего, спасибо за то, что согласились дать это интервью. Пожалуйста начните с того, как начинался ваш путь в боевых искусствах.

Ян: Я родился 28 августа 1949 года в провинции Шаньси, уезд Тайгу. Я начал изучать синьицюань у У Ляньфу (примечание: У Ляьнфу стал учеником Лю Цзяня в 1930 году).

- Какая разница между хэбэйским и шаньсийским синьицюанем?

Ян: Имеются некоторые различия. Хэбэйский синьицюань имеет большую базу. В шаньсийском  синьицюань(Тайгу) база меньше.

- Если можно, каковы особенности синьицюань стиля Чэ?

Ян: Мощное усилие цзинь в бою, особое внимание на координации цзинь и И, надежная защита тела, хорошие результаты в поддержании здорового тела. Говоря об особенностях атаки, это конечно же «защита в нападении, и нападение в защите».

- Я думал, что это применимо ко всем стилям синьицюань, разве не так?

Ян: С уважением к боевому искусству, каждый учитель имеет свой собственный метод обучения. Каждый ученик также проходит свой собственный путь изучения. Это отличается от человека к человеку.

- В синьицюань основополагающей и очень важной является позиция сантиши. Я слышал, что для того, чтобы добиться в ней совершенства, требуется несколько лет. Это так?

Ян: Это не всегда так; каждый человек индивидуален. Сантиши – очень эффективная позиция для боя. Сантиши - «Небо-Земля-Человек», которые соотносятся в сантиши как руки защищают лицо, локти защищают живот, колени защищают нижнюю часть тела. Однако синьицюань имеет, кроме сантиши, и много других важных стоек, например позиция «поднятия воды»и др.

- Говоря о позиции «поднятия воды», можно сказать, что это позиция - характерная черта синьицюань стиля Чэ. Что у ней общего с сантиши?

Ян: Между ними нет особой разницы, но в применении есть разница .

- В стиле Чэ синьицюань тренируют железную ладонь?

Ян: Конечно. Мы тренируем как внешнее, так и внутреннее гунфу.

- Каковы базовые практики в Чэ синьицюань?

 Ян: Первое – это я туй (нажимающие ноги) и ти туй (удары ногами), затем изучают «И Гу Цзин», для придания эластичности сухожилиям и костям.

- Это трудно?

 Ян: Нет, это не сложно, это примерно также просто как тунцзы гун (детское гунфу). Практикуя это, ваши суставы становятся более гибкими и упругими при нагрузках, делает ваши сухожилия и кости более гладкими и гибкими. Если ваши сухожилия и кости не открыты (прим.перев. для прохождения энергии) и гибкие, то даже практикуя с большим усердием, вы не добьетесь хороших результатов. После освоения этой базы вы можете приступить к практике сантиши, кулакам пяти первоэлементов, и изучению усилия. После этого вы можете практиковать следующие методы тела - 12 животных, парной работе, одиночным формам типа цзашичуй и др. Также прорабатываюся на новом уровне кулаки 5 элементов, 12 форм животных.

Высшим уровнем является техника без техники. На высшем уровне синьицюань объединяется и гармонизируется нервная система.

- Вы можете рассказать нам некоторые конкретные примеры практики?

 Ян: Если вы хотите научиться настоящему гунфу, вы должны пройти строгое, систематическое и правильное обучение. Нет быстрых и простых уловок чтобы приобрести его.

- Я не знаю, правильно я понимаю или нет, но мне кажется, что синьи люхэцюань основывается на силе, рождаемой в локте и плече, в то время как синьицюань  больше использует кулак, ладонь. 

 Ян: Предположим, что мы противостоим кому-то. Если мы хотим использовать силу плеча – это достаточно трудно. Для атаки противника проще использовать кулак/ладонь. Однако, в реальности, вы должны думать о защите, атакуя вашего противника. Если вы попытаетесь использовать силу ваших кулаков/ладоней, но ваши плечи и локти не будут согласованы с ними, — это не будет работать. При атаке и защите, ничто не находится несвязанным, все работает вместе, как единое целое. 

- Отличительной особенностью стиля Го Юньшэня (из Хэбэйя) является полушаг с ударом бэнцюань. Чем выделяется Чэ синьицюань

Ян: Полушаг Го Юньшэня с бэнцюанем является результатом его усердной  и напряженной практики при обучении у Ли Лонена. С помощью этой техники он победил многих людей, и показал, что его гунфу было очень высокого уровня. Но его учитель, Ли Лонен, сказал ему: «Как бы не были вы хорошо подготовлены, но ваше умение не сравнится с умением брата по школе (шисюн) Чэ Ичжая». Сомневаясь в этом, Го Юньшэн предпринял поездку в Тайгу, и сравнил на практике свое искусство с шисюн Чэ Ичжая. После поражения, он полностью убедился (в словах Ли Лонена).

- Когда Го Юньшэнь и Чэ Ичжай сравнивали свои навыки, какие техники они применяли?

 Ян: Чэ Ичжай использовал в поединке непрерывную атаку, перетекающую в защиту и обратно, таки образом Го Юньшэню было все время трудно реализовать свои атаки. Какие бы действия он не пытался применить, он не мог даже дотронуться до одежды Чэ Ичжая. После обсуждения, Го Юньшэнь был вне себя от радости и действительно убежден.

Говоря об их техниках, Го Юньшэнь атаковал бэнцюанем с  правой рукой, Чэ Ичжай заблокировал руку выше локтя, то есть в между локтем и плечом. Го оказался не в состоянии применить что-либо дальше. После сравнения их навыков, Чэ сказал Го: «Техника удара не может быть достигнута одной силой, сила не может одолеть гунн, гунн не может одолеть искусство, искусство не может дух».

Есть другая история о  том времени. В первый раз, когда Го Юньшэнь приехал к Чэ Ичжаю, лучший ученик Чэ (Ли Фучжэнь) попросил принять вызов от Го. Но Чэ Ичжай не согласился, потому что Ли Фучжэнь был жестким и безпощадным человеком и Чэ Ичжай боялся, что Го Юньшэнь будет сильно травмирован. В конце концов, Го Юньшэнь был полностью убежден и восхищен искусством Чэ Ичжая. Он оставался в Тайгу более года, чтобы учиться у Чэ Ичжая.

Перевод с анг. - В.Булахов. 

Источник:

(анг.) http://taijiren.blogspot.com/2009/10/3-shanxi-masters-part-1-yang-fansheng.html

(кит.) http://www.wulinzhi.com/martial-art-masters/2266

Изменения: Добавлены фотографии Ян Фаньшэна